Бланк иска о защите прав потребителей

В настоящей статье будет рассмотрен порядок подачи иска о защите прав потребителей. Сам бланк иска приложен в конце настоящей статьи.

Случаи, когда подается иск о защите прав потребителей.

Речь о защите прав потребителей заходит всякий раз, когда товар приобретается гражданами для собственного потребления. Одежда, электротехника, продукты питания, автомобили и прочих товаров и услуг.

К правоотношениям о приобретении прав на недвижимое имущество для личных нужд Закон РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — «Закон о защите прав потребителей») не всегда применяется. Сделки о купле-продаже и возведению объектов недвижимости напрямую регулируются нормами Гражданского Кодекса Российской Федерации и других специальными законами (например, Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 №214-ФЗ).

В настоящей статье будет рассматриваться защита прав потребителей только относительно приобретения ими товаров и услуг.

Совет: Если предмет спора  недвижимость — ВСЕГДА обращайтесь квалифицированному юристу. Цена ошибки крайне велика.

Требования покупателя в споре о защите прав потребителей.

Требования покупателя и потребителя изложены в статье 475 Гражданского Кодекса Российской Федерации и статьях 18 и 29 Закона о Защите прав потребителей. 

Такими требованиями могут быть:

  • требование замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
  • требование замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
  • требование соразмерного уменьшения покупной цены;
  • требование незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • отказ от исполнения договора купли-продажи и
    предъявление требование возврата уплаченной за товар суммы.

По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

За оказанные услуги требования аналогичные и предусмотрены статьей 29 закона о защите прав потребителя.

Совет: формулируйте требования точно так, как они указаны в статьях закона о защите прав потребителей, в том числе 18, 23.1 и 29. 

Досудебный порядок урегулирования спора о защите прав потребителей. 

При урегулировании споров о защите прав потребителей настоятельно рекомендуется направит досудебную претензию. Где рассчитать сумму всех ваших требований.

Не соблюдение этапа досудебного порядка урегулирования спора при защите прав потребителей не является основанием для оставления иска без рассмотрения. 

Однако в отдельных категориях споров: оказание услуг связи и оказание транспортных услуг, туризм досудебный порядок предусмотрен специальными нормами, а потому при таких предметах спора досудебную претензию отправлять обязательно.

Подробнее о том, как отправлять досудебные претензии можно узнать из этой статьи 

Подсудность споров о защите прав потребителей.

Споры о защите прав потребителей подсудны судам общей юрисдикции. Если сумма иска больше 50 000 рублей спор подсуден городскому или районному суду. Если спор меньше 50 000 рублей, иск о защите прав потребителей подается мировому судье.

Территориальная подсудность определяется по выбору истца. Истец вправе подать иск как по месту нахождения ответчика, так и по месту своего проживания. 

Госпошлина при рассмотрении судом иска о защите прав потребителей не уплачивается. 

О том, как узнать адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя можно узнать в этой статье. 

Пеня, предусмотренная законом о защите прав потребителей.

Пеня, которая установлена законом о защите прав потребителей, является самой суровой санкцией, предусмотренной действующим гражданским законодательством и составляет 1 % от стоимости товара или услуги за каждый день (час) просрочки исполнения требования покупателя.

В случае неисполнения законного требования потребителя, связанного с неисполнением или некачественным исполнением его обязанностей, продавец обязан уплатить пеню в размере 1% от стоимости такого товара или услуги за каждый день просрочки, но не более 100 % от её/его стоимости.

Согласно ст. 23 Закона о защите прав потребителей. «Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя.»

За нарушение предусмотренных статьями 20, 21 и 22 настоящего Закона сроков, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню) в размере одного процента цены товара

Также законом о защите прав потребителей и специальными законами предусмотрены иные санкции для продавца или исполнителя услуг. Их расчет индивидуален для каждого конкретного случая.

Штраф за неисполнение требования потребителя.

В случае предъявления продавцу мотивированной претензии потребителем и не исполнения первым требований, содержащихся в ней, судом, при разрешении спора в пользу потребителя,
 с продавца взыскивается штраф в размере 50 % ВСЕХ предъявленных требований. 

Согласно статьи 13 Закона о защите прав потребителей.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Данный штраф взыскивается судом с продавца независимо от того, заявил ли истец указанное требование. 

Бланк иска о защите прав потребителей.

В _____________ (наименование и адрес суда)

Истец: __________ (ФИО и адрес)

Ответчик: ________ (полное наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя ИНН обоих)

Цена иска:

Исковое заявление

О защите прав потребителей

Мною ___________ (ФИО Истца) была приобретен (а) товар (услуга) у ____________ (наименование ответчика).При этом были оформлены следующие документы ________________ (указать чек) включая кассовый чек. Ответчик должен был (передать мне товар/оказать услуг (указать в чем она заключалась). Мною ответчику были перечислены денежные средства в сумме _________________________. 

Качеством оказанных услуг я недоволен (указать почему товар или услуга не подходят по качеству со ссылкой на требования, предусмотренные статьей 18 или 29 Закона о защите прав потребителей или указать, что товар или услуга вообще были не оказаны).

(Далее следует сообщить суду о досудебной претензии и размере требований, указанных в ней). Мною _______ (дата) была направлена письменная претензия в адрес ответчика, что подтверждается описью ценного письма и почтовой квитанцией).

Действия ответчика причинили мне убытки в размере _______ и моральные страдания, которые я оцениваю в 5 000 рублей.

За отказ ответчика  от (замены товара надлежащего качества/соразмерного уменьшения цены, возврата уплаченных денежных средств) полагается начисления пени в размере ____________ рублей..

За отказ ответчика  от добровольного исполнения требований, содержащихся в направленной мною претензии с ответчика надлежит взыскать в мою пользу штраф в размере 50 % их размера.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 131-132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, я

ПРОШУ СУД:

Обязать ответчика _______________ (полное фирменное наименование юридического лица или ФИО индивидуального предпринимателя) _____ (указать требование, которые были предъявлены продавцу: вернуть уплаченные денежные средства, заменить товар или другое., предусмотренное ст.ст. 18 и 29 закона о защите прав потребителей);

Взыскать с ответчика в мою пользу денежные средства в размере __________ рублей (указать сумму рассчитанных пеней, если такой расчет производился);

Взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.
Взыскать с ответчика штраф за отказ от добровольного удовлетворения исковых требований.

Приложение:

1.______________ (прикладываются копии документов, подтверждающих покупки и другие обстоятельства). 

Дата: «___» _____________ 20____ г.     подпись и инициалы истца.